Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 27-28
Однако исследования Я. Л. Коломинского показывают, что на эти показатели также влияют возраст и уровень развития группы. Социометрический статус является одним из самых существенных параметров положения личности в группе сверстников и тесно связан с деятельностью, в которой она участвует. Любая более или менее сложная деятельность полимотивирована, и среди ее мотивов есть и специфически межличностные, связанные со стремлением личности не только получить тот или иной конкретный результат, но и утвердить себя в системе межличностных отношений: завоевать признание, уважение и симпатию товарищей по труду. При этом, как свидетельствуют специальные исследования, для некоторых участников совместной деятельности именно эти мотивы играют основную роль в ее мотивационной структуре. Во многих социометрических исследованиях, проведенных в нашей стране, эти мотивационные сдвиги обнаружились в результате анализа детерминации межличностных предпочтений в ситуации выбора партнера по совместной деятельности. Часто для испытуемых важно было не столько — что делать, сколько — с кем предстоит сотрудничать. Следует отметить, что мотивационная структура зависит не только от индивидуальных особенностей людей, но и от их возраста, характера самой деятельности и норм ее организации[1].
Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию –облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Социализацией в широком смысле можно считать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализация продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изменений.
В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого человек получает и присваивает основополагающие ценности социума и нормы той культуры, в которой он живет.
Психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида. Общество же, в которое человек, так сказать, социализируется, исследованию практически не подлежит. Одно из направлений психологии, основанное 3. Фрейдом, — психоанализ — особое внимание уделяет изучению эмоциональной жизни ребенка. Отношения между ребенком и родителями рассматриваются как важнейшее условие развития личности ребенка и в целом как центральный фактор социализации вообще, т. е. адаптации личности к социуму.
Исходя из определения социализации, можно выделить частный случай социализации — социализацию в группе, которую понимают как процесс усвоения подростковой субкультуры через вхождение в систему конкретных социальных связей. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, которая является наиболее благоприятной средой для эффективного воздействия на человека. Малая группа, как промежуточное звено между личностью и обществом имеет огромное значение для организации социальной деятельности. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и через которые человек усваивает социальный опыт, являются институтами социализации.
Для человека характерна полигрупповая принадлежность. Это относится и к тем группам, в которые входит подросток. Но процесс социализации на современном этапе развития нашего общества имеет свои особенности. Рассогласованность воздействий семьи, школы, молодежных организаций, неформальных объединений, средств массовой информации, множественность институтов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собственным законам, — не только свойство всякого сложного индустриального общества (и особенно переходящего от одной общественно-экономической формации к другой), но и то новое, что отличает процесс социализации современных подростков[2].
[1] Коломинская О. Я. Влияние особенностей межличностного вос¬приятия на положение личности в группе. — Минск, 1993. С. 54.
[2] Сазонова Н. П. Влияние индивидуального статуса на социализацию личности старших школьников: — Курск, 1995. С. 23