Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 31-32
В психологической литературе представлена точка зрения, согласно которой группа видится как миниатюрная социальная система, посредством изучения которой можно понять социальное устройство в целом; как «уменьшенная модель всего общества», «миниатюрное общество» или «представительное микрообщество», внутри которого выявляются и улаживаются общие конфликты, сокращаются и ликвидируются зависимости, преодолеваются проблемы меньшинства.
Группа в известной степени моделирует общество в миниатюрном формате. Оно является «новым социальным единством, внутри которого и через которое индивид не только переживает, но и надеется осуществить истинно новый замысел. Малая группа представляется сегодня многим молодым людям мастерской или лабораторией, в которой ставятся опыты «по изменению социальных структур» [1].
В каждой группе имеется сходство между установками и ценностными ориентациями ее членов, что является важнейшим интегрирующим группу фактором, определяющим особенности ее динамики и развития. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень единства, однородности группы, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в це-лом[2].
Социальное развитие личности тесно связано с процессом социализации и представляет собой формирование и становление свойств, черт и структуры личности человека, обеспечивающих его статус как субъекта социального поведения, отношений, деятельности с помощью формирования нормативного поведения. Развитие личности протекает в ситуации взаимодействия и общения, которые всегда основываются на системе социальных норм. Разновидность социальных норм — групповые нормы — включают индивида в группу, регламентируют внутригрупповое поведение личности, межличностные контакты и отношения, а также преобразовывают межличностные отношения в социальные, межличностное взаимодействие в нормативное поведение в группе, общности и обществе.
С помощью осознанных социальных норм человек вырабатывает системы непосредственных личностных норм, индивидуальные личностные оценки и отношения, осознает свой статус и положение в группе, в системе социальных и межличностных отношений. Из этого следует, что именно на основе социальных норм подросток реализуется как личность.
Наблюдения показывают, что школьники, особенно подростки и старшеклассники очень эмоционально переживают свои отношения с окружающим, свое положение в группе. Результаты исследований, проведенной Коломинским и его школой, дают основание для следующих выводов: в младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональные отношения превалируют над всеми остальными. У старших школьников эмоциональное отношение может быть подчинено требованиям деятельности, для которой осуществляется выбор партнера.
Можно сказать, что положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов. Прежде всего, это система качеств самой личности, а с другой — характерные особенности той группы, относительно которой измеряется ее положение. Одно и то же сочетание свойств личности может обеспечить разное положение в зависимости от групповых стандартов и требований.
В. С. Мерлин считает, что «характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива»[3]. Эта идея может быть развита дальше для того, чтобы представить реальную ситуацию, в которой оказывается личность в группе.
«Через долю в общем объеме деятельности группы, — считает Г. М. Андреева, — личность как бы сопрягается с другими членами коллектива, а, следовательно, оценивается ими»[4]. Такая оценка не может осуществляться без нормативов, которыми являются те личностные качества, которые особенно значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Закрепленные в оценках они приписываются членам группы.
[1] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: Прогресс, 1979. с.26
[2] Шпалинский В. В. Экспериментальное изучение параметров ма¬лых групп. // Вопросы психологии, 1972, №5. с.70.
[3] Мерлин В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психология личности — М : Знание, 1979. с. 259.
[4] Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект-пресс, 2004. с. 306.