Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 33-34

Более точно выразился о формировании социометрического статуса в группе среди отечественных ученых И. С. Кон, хотя и не прямо указав на то, формирование статуса происходит в процессе социализации, но отметив этот процесс через понятие интериоризации. Кон выделяет четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание: интериоризация, социальное сравнение, самоатрибуция, смысловая интерпретация жизненного переживания[1]. С другой стороны, совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях также проявляются определенные качества личности. В зависимости от них личность проявляет себя или через сравнение себя с другими, или через утверждение себя среди других. В ходе этого процесса проявление личностью своих качеств контролируется группой путем приложения к этим качествам групповых критериев. В результате оценивания доли личности в совместной деятельности и ее же в процессе общения, формируется статус личности.

Принятие или не принятие личностью групповых критериев зависит от меры включенности ее в группу и от меры значимости для нее групповой деятельности, другими словами от референтности группы для личности.

Социальный статус формируется в процессе социализации подростков в группе сверстников. «Социализация осуществляется путем формирования необходимых обществу и группе социальных свойств личности, ее статусных характеристик, в ходе овладения личностью системой норм и ценностей данной социальной группы и связанных с данным социальным статусом личности»[2]. Подростки с более высоким статусом лучше воспринимают и воспроизводят групповые нормы и требования, а самые принимаемые способны оказывать влияние на формирование этих норм, что является показателем прохождения второго этапа социализации — индивидуализации.

В отечественной и зарубежной литературе недостаточно рассмотрен процесс образования социометрического статуса в процессе социализации. С одной стороны, те или иные обстоятельства, сопровождающие особенности социометрического статуса субъекта оказывают влияние на актуализацию мотивов, направленных на обеспечение наиболее полной адаптации в группе, тем самым, способствуя развитию тех личностных конструктов, которые не противоречили бы групповым. С другой стороны, существенную роль в процессе социализации играют личностные факторы (наличествующие личностные характеристики), оказывающие влияние на социометрический статус субъекта в группе, способствуя либо затрудняя социализацию в конечном итоге, исходя из близости субъективных норм и ценностей групповым.

Именно личностные факторы и определяют направление социализации (позитивное, направленное на принятие ценностей группы ввиду их близости собственным, либо несформированности последних; негативные — выражающиеся в стремлении переделать групповые нормы и ценности под свои, либо, в случае неудачи, в блокировании всего процесса социализации).

В процессе общения подростков, взаимообмена личными переживаниями происходит духовное единение индивидов и, как следствие, повышается вероятность успешной социализации подростков в группе сверстников. Обогащение личности подростка переживаниями других ребят ведет к расширению восприятия картины мира, интериоризации новых способов поведения, т.е. катализирует процесс индивидуализации.

Индивидуализация и социализация в группе выступают как необходимые, неразрывно взаимосвязанные компоненты единого процесса личностного развития, следствием которого является определение подростком своего места в структуре межличностных отношений, и осознание им своего социального статуса.

[1] Кон. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. С. 142.

[2] Бобнева. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. с.72.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *