Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 35-37
Таким образом, исследование процесса социализации и его коррекция могут быть осуществлены лишь при анализе внешних и внутренних факторов, определяющих его эффективность.
Чрезвычайно важным, в данном случае, представляется определение тех личностных факторов, которые оказывают влияние на формирование социального статуса.
Существуют различные классификации групповой структуры, построенной на основе социометрического исследования. Так, Дж. Морено выделяет следующие группы[1]:
- «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;
- «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;
- «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;
- «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
Я. М. Коломинский построил свою классификацию, основываясь только на положительных выборах членами группы друг друга.
- «звезды», получившие 5 и больше положительных выборов;
- «предпочитаемые», набравшие 3-4 голоса;
- «принимаемые», получившие 1-2 выбора;
- «изолированные», не получившие ни одного выбора.[2]
Иногда выделяется группа «отверженных», тех, кто получил отрицательные выборы.
И.Г. Балашова считает, что деление группы на 4-5 категорий не в полной мере отражает структуру межличностных отношений[3]. Например, если придерживаться обтекаемого определения «отверженных», то в эту категорию попадут практически все испытуемые, так как результаты исследований доказывают, что редкие учащиеся не получают ни одного отрицательного выбора. Причем к «отверженным» нужно будем отнести и тех, кто получил 1-2 отрицательных выбора на фоне большого количества положительных и тех, кого ненавидит почти весь класс. Остается также спорным вопрос, к какой категории относятся ребята, получившие равное большое количество и положительных и отрицательных выборов. На основе социометрического исследования И.Г. Балашова выделяет семь категорий:
- «любимцы», получившие не менее 5 положительных выборов и не более 1 отрицательного.
- «предпочитаемые», набравшие 3-4 положительных и не более отрицательного.
- «терпимые», получившие 1-2 положительных и не более 2 отрицательных выборов при условии, что общее их количество не меньше 2.
- «неоднозначные». Их положительные и отрицательные баллы почти равны, причем количество отрицательных не меньше 2.
- «незаметные», получившие не более 1 голоса.
- «нелюбимые». Они набрали больше отрицательных голосов, причем разность положительных и отрицательных не меньше 2.
- «гонимые», получившие не меньше 10 отрицательных выборов.
Выводы по первой главе.
Под социализацией в группе понимают процесс усвоения подростковой субкультуры через вхождение в систему конкретных социальных связей.
Цели индивида и особенности их осуществления в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т.е. групповые ценности могут оказать влияние на развитие личности членов группы.
Формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение индивида, определяет характер его социализации в группе.
Социализация связана со статусом личности в системе социальных и межличностных отношений.
Ценности и требования группы к отдельным ее членам оказывают влияние на развитие их личностных качеств, которые в свою очередь являются фактором социализации подростков в группе.
Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: «социальный статус» и «социометрический».
Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества.
Социометрический статус рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса.
Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы.
Формирование социометрического статуса происходит в процессе социализации подростков в группе сверстников. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей.
В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений.
[1] Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. -М., Академический проект, 2001. С. 18.
[2] Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск: Народная Асвета, 1984. С. 21.
[3] Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе. Дис. … канд. Психол.наук 19.00.05.- Самара, 1999. С. 89.