Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 38-39

Глава 1               Изучение взаимосвязи особенностей личности и её внутригруппового статуса

1.1        Особенности внутригруппового межличностного взаимодействия в кадетском классе

Проблема групп и коллективов — одна из актуальнейших в социальной психологии. Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:

  • высокая сплоченность;
  • коллективистское самоопределение — в противовес конформности или нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития;
  • идентификация коллективистская;
  • социально ценный характер мотивации межличностных выборов;
  • высокая референтность членов группы по отношения друг к другу;
  • объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения способствуют формированию коллективистских качеств, создают условия для появления особого качества развития группы — коллективизм, который заявлен как основополагающий принцип системы образования.

Наибольший интерес в рамках темы дипломной работы представляет учебная группа или школьный (кадетский) класс, т.к. это группа, в которой обязательно состоит каждый ребенок (в отличии от каких-либо неформальных структур), и где он большую часть времени находится в процессе взаимодействия со сверстниками.

А. В. Мудрик так определил понятие коллектива: «формализованная социально-психологическая контактная группа людей, функционирующая в рамках той или иной организации»[1]. Исходя из характеристик, присущих учебной группе, ее можно рассматривать как групповой субъект социального воспитания. Жизнедеятельность подростковой группы является открытой системой по отношению к окружающей действительности, т.к. ее члены входят и в другие общности, которые вступают во взаимодействие с данной группой. В то же время школьный класс, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Отличительные особенности кадетских учебных заведений заключаются в использовании системы воспитания, которая основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами должно обязательно проходить с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

Кадетское образование – это государственное образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на несение военной и гражданской государственной службы и обеспеченное кадетским компонентом содержания образования. Кадетский компонент содержания образования представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру; обеспечивает освоение первичного опыта служения Отечеству, формирование гражданско-патриотической компетентности учащихся кадетской школы.

[1] Мудрик А. В. Указ. соч. с.265.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *