Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 40-41

На разных этапах исторического развития государства кадетское образование отличалось по целям, задачам и содержанию. Кадетов готовили как к военной, так и к гражданской службе. Содержание образования было представлено четырьмя разделами: «науки, дающие руководство к познанию прочих наук; науки, нужные для гражданских занятий; науки, имеющие практическую пользу; художества»[1].

Это позволяло выпускникам кадетских корпусов с успехом учиться в различных высших учебных заведениях и посвятить себя служению Отечеству. Кадетское образование в конце XX – начале XXI веков стало вновь востребовано в связи с появлением кадетских корпусов, общеобразовательных кадетских школ и кадетских профильных классов.

Кадетский компонент реализован в учебном плане за счет вариативного школьного компонента (элективные курсы; предмет «Основы военной службы» в 5 — 11 классах, включающий проведение военно-полевых сборов весной и осенью) и включения патриотических модулей в учебные курсы федерального и регионального компонентов: «Патриотическая песня» (2 класс), «История Российской армии в живописи» (3 класс), «Элементы истории Российской армии и кадетских корпусов» (4 класс»), «Военный перевод» (5-11классы) и др. Предусмотрены обязательные дополнительные образовательные программы по предпрофильной военной подготовке, реализуемые во внеурочное время: строевая и стрелковая подготовка, элементы рукопашного боя, бокс, биатлон. Целевая программа военно-патриотического воспитания включает обширную кружковую, спортивно — секционную работу, предусматривающую проведение военно-спортивных игр «Русские богатыри» (1-4 классы) «Юный атаманец» (5-8 классы), «Школа безопасности» (6-11 классы), «Школа-антитеррор» (6-11 классы), «Зарница» (5-8 классы), «Орленок» (8-10 классы).

Огромное внимание уделяется привитию кадетами специальных навыков и норм поведения, принятых в особой социокультурной среде военнослужащих. Это активные занятия строевой и физической подготовкой, первоначальные представления о текущем делопроизводстве (написание рапортов), военной субординации (отдание воинского приветствия, рапортов, приветствие командира и начальников). Немалое значение имеет введение для кадетов военной формы одежды. Постоянный уход за ней, соблюдение четких правил ношения дисциплинирует кадетов, способствует соблюдению правил личной и социальной гигиены. Определенные отклонения от четко установленных норм влекут за собой определенные санкции в виде назначения во внеочередной наряд.

Исследованием Л.Н. Чирковой установлено существенное влияние кадетского компонента содержания образования и организованной образовательной среды на формирование гражданско-патриотического мировоззрения, готовность к службе в армии и профессиональный выбор учащихся. Наблюдается положительная динамика в выборе выпускниками вузов по кадетскому профилю (военномедицинская академия, школы МВД, МЧС, юридическое образование, академия управления): от 5% в 2004 г. до 21% в 2008г.; уровень адаптации кадетов в экстремальных условиях в «Школе выживания» повысился с 24% до 87%, оценка по военным нормативам возросла на 28%[2].

Трудовое воспитание всегда составляло важную часть воспитательной системы в кадетском корпусе. Привлечение к труду способствует не только привитию трудолюбия, но также формирует усердие, дисциплинированность, ответственность, выносливость и благоприятно сказывается на физическом развитии кадетов. Совместная деятельность, в том числе трудовая, оказывает важнейшее влияние на процесс складывания коллектива. В труде раскрывается личность ученика, его слабые и сильные стороны.

Цели и задачи создания кадетских классов предусматривают воспитание гражданственности и патриотизма, общей культуры, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, формирование физической выносливости и стойкости, дисциплинированности, получение первичных знаний и навыков военного дела, подготовку к службе в армии, организацию интересного и активного отдыха, что должно органично способствовать положительной социализации подростка, что особенно важно для дезадаптивных подростков.

[1] Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. М., 1993.

[2] Чиркова Л.Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. – 2008.– № 3(56).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *