Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 42-43

Формирование школьных кадетских классов, как правило, направлено на обеспечение в условиях «школы полного дня» профилактики и коррекции социальной и школьной дезадаптации подростков, ликвидации пробелов в знаниях, достижения уровня государственных стандартов в образовании всеми кадетами. Под «кадетским» подразумевют образование, позволяющее подростку, юноше чувствовать себя необходимым обществу, быть востребованным обществом, образование, основывающееся на принципе самоуважения к себе, приобретаемого через навыки самоорганизации, в условиях свободной самореализации позволяющее достичь самоопределения в жизни и приобрести профессию[1].

Особенностью социально-психологической адаптации учащихся кадетского класса является то, что в связи с происходящей кардинальной сменой деятельности учащегося и его социального окружения подросток переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Помимо социальной возникает необходимость психофизиологической адаптации к физическим нагрузкам в связи с включением в содержание образовательного компонента овладения основами военной службы, физической и спортивной подготовки, этической грамотности и др. (строевая, огневая, парашютная подготовка), а также увеличение количества часов физической культуры. Однако, наличие военно-дисциплинарной составляющей и однородный половой состав классного коллектива, как необходимого атрибута становления будущего военного, само может явиться дезадаптирующим фактором. Осложнение процесса адаптации, приводит к переоценке правильности выбора будущей профессии и в конечном итоге снижает уровень военно-профессиональной направленности.

Таким образом, система воспитания кадетов представляет собой сложный комплекс разнообразных средств и методов, сочетание которых позволяет максимально раскрыться талантам и способностям учеников. Использование игровых форм дает возможность более доступными средствами донести до кадетов мысль о необходимости закладывания еще на этапе школьного обучения основы будущего личностного и профессионального роста. Стремление к созданию в классном коллективе атмосферы максимальной успешности является, таким образом, залогом конкурентоспособности взрослого человека[2].

Как видно из обзора кадетского образования, основополагающей ячейкой его является коллектив, группа. Специфика кадетского класса определяет его особую структурную организацию. Являясь кадетским взводом, он разделен на учебные кадетские отделения. Из числа самих кадетов назначаются командиры расчетов, отделений, взводов и старшина роты. Назначение на должности происходит в строгом соответствии с успехами кадета и сопряжено с присвоением ему очередного условного воинского звания. Активное использование элементов ролевой игры при определении норм взаимоотношений между подчиненными и командирами дает весьма заметный результат. Привлечение командиров педагогом к управлению классным коллективом позволяет им не только приобрести необходимые командные навыки, но и способствуют формированию чувства ответственности, внутренней дисциплины, воспитанию лидерских качеств.

[1] Данченко В. И. Кадетские школы-интернаты как агенты социализации «трудных» подростков // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 51. Общественные науки. Выпуск 3. – С. 244-247

[2] Гребнев Д.В. Специфика воспитательной работы в кадетских классах (на основе ролевой игры) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://yolagim48.narod.ru/specif.doc, свободный. — (Дата обращения — 04.02.2012).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *