Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 44-45

Большинство авторов рассматривают коллектив как определенный вид группы. Так, Б.Д. Парыгин пишет: «Коллектив-это микрогруппа, в которой весь состав объединен совместной специальной деятельностью и спаян общностью групповых ценностей и норм поведения»[1]. С точки зрения, коллектив представляет собой сложную структуру, составными частями которой выступают отношения группы в целом (или ее членов) к деятельности и межличностные внутригрупповые взаимоотношения (деловые и личные)[2]. К.К. Платонов определяет коллектив как группу людей, составляющую часть общества, объединенную общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества[3]. Л.И. Уманский (1972, 1975) выделил в своих работах, как общие черты личности организатора, так и его специфические свойства. Им дана достаточно четкая характеристика уровням развития группы от номинального до коллектива и сформулированы условно-предпочтительные способы руководства группой на разных уровнях. Коллектив Л.И. Уманский определяет как группу, отличающуюся общественно-значимой направленностью дел, высоким организационным и 13 психологическим единством, то есть всеми признаками социальной зрелости. Вслед за А.С. Макаренко и Л.И. Уманским, многие исследователи стали рассматривать первичный коллектив как определенную стадию развития малой, группы, высшую ступень групповой организации (А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов, Н.П. Фетискин и др.). Важность теоретической и прикладной разработки вопросов организации жизнедеятельности школьного коллектива обусловлена тем обстоятельством, что именно от их решения зависит развитие таких социально-психологических характеристик коллектива как сплоченность и срабатываемость. Классификацию видов (форм) совместной деятельности школьников дал Л.И. Уманский, выделив совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую формы организации совместной деятельности. К необходимым и достаточным параметрам, характеризующим контактную группу как коллектив, Л.И. Уманский относил содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций[4].

Н.Н. Обозов  — сплоченность и сработанность[5], И.П. Волков[6] — организационное единство; А.С. Чернышев, А.С. Крикунов, А.И.  Луньков — групповую подготовленность в области той или иной сферы деятельности[7]. Для определенных видов деятельности и ситуаций и для отдельных групп эти параметры дополнялись физиологической совместимостью и базирующимся на ней стилем групповой психодинамики, а также межличностной совместимостью по возрасту и полу.

В зависимости от характера межличностных отношений была представлена определенная иерархия контактных групп, которая предполагала постепенное усложнение и изменение взаимоотношений и возрастание уровня опосредованности взаимодействия индивидов. Диффузная группа — межличностные отношения существуют, но не опосредствуются содержанием групповой деятельности. Группа — ассоциация — межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием групповой деятельности. Группа — корпорация — межличностные отношения опосредствуются личностно значимым, но не обязательно асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Группа — коллектив — межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности в любом социально значимом виде деятельности[8].

Во многом межличностное взаимодействие в коллективе зависит от стадии его зрелости.

[1] Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории, — СПб.: ИГУП, 1999. С. 129.

[2] Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. // Руководство и лидерство. Л., 1973.  С.78.

[3] Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С. 14.

[4]  Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1977.

[5] Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми: Советы руководителю. Киев: Политиздат Украины, 1990.

[6] Волков И.П. О личном авторитете руководителя // Социальная психология личности. М.: Знание, 1974.  С. 77.

[7] Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1989.-

[8] Корсакова Е.И., Камалова О.В. Учебная деятельность в форме коллективной игры – тренинга // Седьмая волна психологии. Ярославль-Минск: МАПН, ЯрГУ, 2006. Вып. 1. С. 141.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *