Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 46-47

Первая стадия —люди приглядываются друг к другу, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычной форме, при отсутствии коллективного творчества и эмоциональной близости членов группы. На данной стадии группа находится, скорее всего, в первое время своего существования.

Вторая стадия — характеризуется тем, что в рамках коллектива образуются группировки (малые группы), выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения, начинается борьба за лидерство.

Выделяют множество видов малых групп: официальные и неофициальные (отделение в кадетском классе это официальная группа, а три друга в комнате — неофициальная); стационарные и временные (наряд по столовой — группа временная, а учебная группа — стационарная); Группы членства (где выполняются определенные роли) и референтные группы (где отношения для человека являются важными).

В группах на данной стадии развития коллектива определяются статусы, происходит распределение ролей (т.е. определяются положения, занимаемые членами группы в коллективе, в соответствии, с чем строится их поведение и отношения).

На данной стадии развития коллектива велика роль командира группы в формировании благоприятного климата коллектива. Малые группы могут, как помогать в руководстве коллектива, так и вставать в оппозицию, оказывать сопротивление.

Обучающиеся в школе делятся на классы, включая кадетские. Начальство над классом вверяется офицеру-воспитателю. Офицеры-воспитатели работают под общим руководством директора школы и, прямым и непосредственным заместителем директора школы по воспитательной работе, а также других заместителей директора.

Классы (взводы) кадетов могут сводиться в роты.

В каждом кадетском классе из числа кадет выделяются командиры отделений и старший по классу. Они могут иметь специальные повышенные чины, по сравнению с другими кадетами, если заслуживают этого.

Командиру группы желательно иметь отчетливое представление о своем фактическом (а не только официальном) положении в коллективе. Он должен знать, имеются ли в нем неформальные группы, и какие лица являются неофициальными лидерами этих групп, кто из них наиболее авторитетен. Лидеры оказывают значительное влияние на членов малых групп. Они стихийно становятся влиятельными, благодаря своим личным свойствам: особенностям характера, достижениям в спорте, в искусстве, умении общения и т.д.

На второй стадии развития коллектива более динамично взаимодействие, в процессе чего появляется опыт решения возникающих проблем.

Последняя стадия коллектива наступает, когда внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимают и оценивают по достоинству, а личные  разногласия легко устраняются.  Отношения  складываются в основном неформально,   что   позволяет  демонстрировать   высокие  результаты  работы   и стандарты поведения.

Поэтому важнейшей характеристикой формирования социальных статусов в группе является взаимодействие. В психологии существует множество определений понятия «взаимодействие»:

  • объективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах;
  • процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь;
  • универсальная форма изменения состояний объектов воздействия;
  • действия индивидов, направленных друг к другу[1].

[1] Столяренко Л,Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. С. 114.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *