Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 48-49
Как видно, во взаимодействии подчеркивается взаимное влияние, оказываемое людьми друг на друга в процессе выполнения совместной деятельности. В социальной психологии различают групповое (процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов друг на друга) и межличностное взаимодействие (случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок). Выделяют при этом два основных типа межличностного взаимодействия: 1) сотрудничество (кооперация) — когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или хотя бы не препятствует реализации целей остальных; 2) соперничество (конкуренция) — когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление других участников.
Е.Л. Доценко предложил следующий подход к определению межличностного взаимодействия. Последнее означает взаимное вложение (с обеих сторон) совместных усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях (воздействиях). Взаимодействие с необходимостью требуется в отношении всех аспектов общения. Оно является фундаментальным процессом, который скрепляет (перевоссоздает) диадную общность. В соответствии с различными сферами общения — когнитивной, инструментальной и потребностно-смысловой — Е.Л. Доценко выделяет три вида взаимодействия: взаимопонимание, координация и согласование (согласие)[1].
Взаимопонимание. Это процесс и результат взаимодействия, локализующийся в основном в предметной сфере общения. Функция взаимопонимания состоит в подстройке когнитивных характеристик общения под интересы сторон. ЕЛ. Доценко дает следующее описание данного процесса. В момент встречи партнеров привлеченное содержание из различных видов контекстов образует общую платформу. Поскольку ее одной для взаимопонимания недостаточно, в ее рамках партнеры вынуждены организовать процесс, который внешне выражается в уточнениях, переспросах, повторах, перефразировании и пр. — между ними рождается особое семантическое образование, которое выступает посредником между двумя субъективными мирами.
Координация — процесс взаимодействия, локализующийся в основном в операционально-технической сфере общения — способы инструментального (технического) взаимодействия. Результатом координации в межличностном общении является совместимость в действиях, согласованность в операциях.
Согласование — процесс взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Мы ищем согласие или расхождение в целях, соотносим наши намерения. И находим — пусть временный или относительный — баланс между ними, в сотрудничестве или в борьбе, но все же в определенности.
Главное здесь то, что каждый вкладывает силы в совместный поиск. Эта совместная активность порождает совместное представление о предмете общения; в той мере, в которой эти представления сходятся (согласованы, скоординированы), партнеры реализуют свои интересы. Процессом, благодаря которому такая сходимость становится возможным, и выступает взаимодействие[2].
В совместной деятельности кадеты неизбежно вступают в деловой и психологический контакт, взаимодействуют, общаются. В совместных и взаимных действиях кадетов, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.
[1] Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000. С. 180.
[2] Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000. с. 181