Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 50-51
Если говорить о взаимодействии кадетов образовательного учреждения, то в их структуре можно выделить следующие сферы:
- учебную,
- внеучебную (бытовую),
- систему межличностных психологических отношений.
Структуру взаимодействия кадетов образовательного учреждения можно изобразить схематично (табл. 1). В обиходе часто употребляют выражения «учебные и неучебные», «учебные и личные взаимоотношения». Исследования показывают, что в деловой жизни большинства школьников процессы общения занимают 70—85 % их учебного времени. Иными словами, наибольшую часть результата своей учебной деятельности школьник достигает через взаимодействие с другими учениками.
Таблица 1
Структура взаимодействия кадетов образовательного учреждения
| По предмету | По регламенту | |
| Организационное Взаимодействие | Межличностное взаимодействие | |
| Учебное взаимодействие | Устав и другие
регламентирующие документы |
Отношения субординации, единоначалия, коллективизм |
| Внеучебное взаимодействие | Распорядок дня | Система психологических отношений |
Учебные отношения — жизненно необходимая основа взаимодействия личного состава кадетского класса, предполагающая неукоснительное исполнение, прежде всего учебных обязанностей и ролей. В этом особенность кадетского класса как школьного коллектива. В рамках рассматриваемой темы исследования взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе в условиях учебной деятельности кадетского класса существуют различные виды общения, причем влияние учебных взаимоотношений достаточно сильно, и взаимодействие в учебных коллективах формируется в соответствии с выполнением поставленных задач. Следовательно, взаимодействие и отношения в учебных коллективах кадетских классов складывается в большей степени в процессе делового общения, служащего способом организации и оптимизации того или иного вида деятельности.
Главное содержание учебного общения в кадетском классе — это воздействие на сотрудника и, конечно, обратная реакция на него. Е.П. Ильин и др. предлагают рассмотреть процесс учебного взаимодействия с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание[1]:
- Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которое обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.
- Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения удовлетворенности взаимной, а не односторонней.
На всех этапах учебного процесса в кадетском классе как, впрочем и в любом другом учебно-воспитательном коллективе, личные взаимоотношения также оказывают большое влияние на поведение. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается стихийно. В процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные взаимные оценки. Сопереживания и сочувствия, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж — таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения. Так, например, соревнование, соперничество действенно как стимулятор активности личности. Уже самый общественный контакт, отношения вызывают соревнование и своеобразное повышение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц; самоутверждение личности — это ее действенное стремление занять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее сильных сторон.
[1] Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений -СПб: Питер, 2009.