Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 52-53
Коллективные (групповые) настроения — важнейшая составная часть психологии коллектива. Как совместные переживания тех или иных событий, фактов, коллективные настроения усиливают чувства отдельных людей. Поэтому практическое значение коллективных настроений велико. Они влияют на поведение и деятельность, на работоспособность людей. При этом одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют успеху коллектива; другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают возможности коллектива. Взаимоотношения в кадетском классе играют большую роль в его сплочении, организованности, в укреплении дисциплины.
На эффективности деятельности кадетов зримо отражается психологический аспект взаимоотношений. Внутреннее отношение кадета, например, к своему командиру является важным показателем его отношения к учебе. Если по каким-либо причинам субъективное отношение к командиру отрицательное, подчинение, как правило, становится вынужденным, а время обучения в специализированном учебном кадетском классе — морально и психологически тягостным.
Поэтому особенно важно умение эффективного общения для руководителя. От качества общения руководителя зависит степень информированности руководителя, эффективность его воздействия на подчиненных при решении учебных задач, его воспитательное воздействие на них, морально-психологический климат коллектива, эмоциональная удовлетворенность как самого руководителя, так и его подчиненных своей деятельностью.
Г. Платонов[1] обращается к теме межличностных отношений в контексте мифов руководителей — взаимообусловленных взаимных диспозиций (ожиданий). На примере консультирования 20 организаций выделяются типы отношений между руководителями и подчиненными:
- «Родитель» — «Чадо»
- «Хозяин» — «Дойная корова»
- «Король» — «Королевство»
- «Администратор» — «Коллектив»
Данное исследование производственных отношений в некотором смысле может объяснить межличностное взаимодействие в рассматриваемых учебных коллективах. Оно предполагает принципиально новый подход в изучении отношений внутри группы и имеет много общего с когнитивной психологией: однажды, сформировав образ отношений с командиром (например, с позиции «Чада») подчиненный будет действовать в рамках своих представлений.
Противоречия, возникающие между прогностическими возможностями этой картинки, ожиданиями и реальными событиями, заставляют человека менять либо свои представления, либо игнорировать события, не соответствующие этим представлениям. Поэтому работа с когнитивными конструктами представлений может стать благодатной почвой для коррекции отношений внутри коллектива. Это исследование помогает вскрывать несоответствия в ролевой структуре отношений между руководителями и подчиненными в кадетском классе.
[1] Платонов Г. Корпоративная культура: экзистенция и эффективность консультирования / Тезисы конференции «Психология и бизнес». СПб., 1999. С. 45.