Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 54-55
В настоящее время подходы к рассмотрению психологических проблем в специализированных учебных классах типа кадетского психологами еще ищутся. Морально-психологическая подготовка кадетов в образовательных учреждениях в настоящее время не отражает происходящие перемены и требования в учебном пространстве общеобразовательной школы. Необходимы новые отношения, новые подходы, реализация системы мер по подъему морально-психологической подготовки кадетов на уровень, соответствующий вызовам времени. В настоящее время, в образовательных учреждениях достаточно полно рассмотрена организация психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Существуют публикации, описывающие основные направления работы психологов. М.Р. Битянова рассматривает уровни, на которых должна осуществляться деятельность практического психолога в школе[1]:
- уровень основного коллектива как единого организма (например, юридический институт в целом);
- уровень первичного коллектива (учебная группа — класс, отделение);
- уровень отдельной личности.
Несмотря на достаточное внимание нормативных документов к организации психологической работы в системе образования, обращает на себя тот факт, что лишь 2-4% учащихся кадетских классов за помощью обращаются к психологам[2]. Возможно, это происходит в силу того, что существующие подходы к работе психологов носят информационно-рекомендательный характер. В настоящее время необходимы технологии, которые бы реально, а не декларативно обеспечили учебную деятельность кадетских классов. Существующие нормативные материалы указывают направления работы, однако, описание принципов функционирования психологических служб не содержит конкретных технологий решения возникающих проблем.
Что касается рассматриваемой проблемы взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе, то публикаций такого рода в настоящее время недостаточно.
В школьном кадетском классе имеется специфика влияния на эффективность взаимодействия в группе такого фактора, как стиль руководства и личные качества руководителя.
В своем первичном подразделении субъект управления занимает особое положение: выполняет руководящие функции, принимает решения, несет за подчиненных и их поступки ответственность и в силу этого обладает особыми правами. Все это создает официальный авторитет руководителя. Точно так же, как и все другие члены коллектива, своими личными и деловыми качествами командир кадетского класса вызывает к себе то или иное неофициальное отношение. И поэтому точно так же как и все другие члены коллектива, он может занимать в нем разные психологические позиции — от лидерской до отвергаемого члена коллектива. «Особая официальная позиция руководителя еще не создает ему действительного авторитета в глазах подчиненных»[3]. В любом коллективе может произойти несовпадение статуса руководителя со статусом неофициального лидера. Лидер первичного коллектива — это человек, обладающий особым авторитетом в данной группе и поэтому имеющий особое влияние на происходящие в ней процессы. В коллективе не обязательно существует один лидер. Один может пользоваться особым авторитетом за свои деловые качества, другой — за личные, третий — за информированность по каким-то вопросам, к которым группа питает интерес и т.д. В условиях специфики деятельности, глубокого взаимопроникновения формальной и неформальной сфер общения, в условиях осуществления руководящих функций над всей жизнедеятельностью кадета, процесс разделения статусов формального лидера и неформального усиливается. Кроме того, на должности младших командиров назначаются кадеты из числа учащихся того же класса, однако при этом не всегда учитываются их личностные особенности и лидерские качества.
[1] Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе (серия Практическая психология в образовании)- М., Совершенство, 2001.
[2] Андрюшин И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: — Кострома, 2001.
[3] Гришина Н.В. Я и другие : общение в трудовом коллективе. — Л., Леииздат, 1990. С. 24.